Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 22.10.2018, 13:48

Детсад № 2 г. Уржума

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

творческая презентация "Экономика и дети"

Творческая презентация

«Экономика и дети.»

 

1.Введение

       Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались  взрослые и дети. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

      Слайд.

На современном этапе развития страны, в условиях интенсивного преобразования общества все большую значимость и актуальность приобретает экономическое воспитание, позволяющее ребенку адаптироваться в социуме, самореализоваться, быть успешным в выбранной сфере деятельности.

Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества подтолкнула меня к теме экономического   образования  и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Новизна опыта состоит  в  том, что  обучение детей  носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи со всеми  образовательными областями Федеральных Государственных требований: «Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка", что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить  их к обучению в школе.

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

 

Практическая значимость

Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован как  воспитателями в своей профессиональной деятельности так и родителями.

Основными условиями экономического воспитания  дошкольников является:

– взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
– использование разных видов деятельности;
– четкое определение содержания экономического воспитания;.
– взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения; 
– создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
–  экономическая грамотность самих взрослых.

2.Теоретическое обоснование опыта

          

Пройдет время  и ребенок уже сам начнет заказывать, что именно ему нужно будет приобрести. Много раз приходиться наблюдать "картины" в магазине, когда дети путем крика и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершится эта история. Одним родителям приходится "вытаскивать" плачущее дитя на улицу, другие обещают купить "это" потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами  уже в дошкольном  возрасте. И создать его представление правильным можно именно в детском саду, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве, во многом зависит, каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это - главные вопросы, которые волнуют каждого родителя.

 Познакомившись с книгой А.А. Смоленцевой  «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», я составила план работы и определила пять основных, на мой взгляд, направлений:

·        «Моя семья»(Семейная экономика),

·        «Мир денег» (деньги, цена),

·        «Мой город» (производство полезных товаров),

·        «Мир товаров»(основы маркетинга),

·        «Моя страна»(ресурсы)

и стала внедрять его в практику работы детского сада.

Это  позволяет решить следующие задачи: (на слайде)

 –   развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

–    помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

–  воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);  

   – развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Это С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», «Дюймовочка» Г-Х Андерсена, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Лиса, Заяц и Петух» , «Хаврошечка» - русские народные сказки. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

 Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, в естественной, приближенной к реальности обстановке, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

В НОД  расширяется  экономический кругозор, уточняются  имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. 

Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Работа  с детьми проходит так, дети не получают  «готовых» знаний, а сами делают  открытия, узнают  что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием помогает  «Задачник мудрого Филина».

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В настоящее время мы работаем  над созданием проекта «Магазин моей мечты»

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников. Семья - это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это — благосостояние семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных благ), свидетелем которых является ребенок с самого детства.

Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию. К ним относятся:

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

-  создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

 

Работу с педагогическим коллективом см. на слайде.

 

По итоговым опросам детей, выявлены следующие результаты:

·        занятия по экономике помогли развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи, сформировали элементарные экономические знания;

·         дети приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, бережного и уважительного отношения к окружающим людям и труду людей.

·         В конце  учебного года  в  2012 году проводилась диагностика знаний, умений и навыков детей на предмет усвоения основных экономических понятий ее результаты: Слайд.

     Высокий уровень - 6 человек

Средний уровень - 15 человек

Низкий уровень -  3 человек

 

Так же:

·        дети гораздо бережнее стали относиться к своим вещам  и игрушкам детского сада;

·          в  продуктивной деятельности стараются экономить материал;

·        Увеличена заинтересованность родителей в данной теме, особенно за работу по теме семейный бюджет и рациональное его использование. Дети с пониманием стали реагировать на отказы родителей в покупке не совсем нужных вещей.

·        Создан банк занятий, игр, пособий;

·        Создана развивающая среда в группе

·        Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса» и т.д.

·        Подобрана художественная литература для детей экономического содержания.

        9.Перспектива

Но это не конечный результат моей работы. В дальнейшем мною запланировано :

v Организовать  центр экономики в группе, который будет  включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агентства;

v  Собрать коллекцию денежных знаков различных стран;

v   Разработать мнемотаблицы по экономике.

Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz